В этой полной жизни фигурке танцующего ребёнка легко узнать Кришну , ‒ любимого бога индуистов. Он проявляет свою божественную природу в определённые моменты жизни, а затем так же быстро вновь скрывает её.
В детстве Кришна и его старший брат ‒ Баларама , были большими озорниками. Они выпускали родительских коров, воровали спрятанное в шкафу сливочное масло и подшучивали друг над другом. Однажды Баларама сообщил их общей приёмной матери ‒ Яшоде, что Кришна ест грязь. Та разгневалась и потребовала, чтобы непослушный сын открыл рот. Когда же Кришна после некоторой борьбы подчинился, Яшода вместо грязи увидела прекрасную Вселенную ‒ землю с её горами и океанами, солнце и луну, все планеты и звёзды. Но что самое удивительное, женщина обнаружила и саму себя, заглядывающей в рот своему маленькому сыну. В этот момент Яшода поняла божественную сущность Кришны, но он набросил на случившееся завесу иллюзии (майи), так что откровение вскоре забылось.
Похожих историй немало. Например, вот ещё одна, когда юный Кришна с друзьями отправился к реке Ямуне играть в мяч. На берегу они увидели стадо коров, которые хотели напиться, но погибли от яда гигантского змея Калии . . Этот многоголовый наг долгое время жил в водах Ямуны, отравляя всё живое. Ядовитые пары были не только в воде, но и воздухе ‒ в окрестностях от них увядали деревья и трава, а птицы, пролетая мимо, обжигали крылья. Никто не решался подходить к Ямуне в этом месте. Однако мяч упал в реку и Кришна прыгнул за ним с нависшего над водой дерева кадамба. Друзья и сбежавшихся на берег деревенские жители не смогли его отговорить. Тотчас же на юного бога напал свирепый Калия. Змей обвил тело маленького Кришны тугими кольцами и стал сжимать смертельные объятия. В ответ, бог начал стремительно расти, принимая свою настоящую форму, так что у Калии не хватило сил удерживать его. Освободившись, Кришна подчинил себе змея, но не убил. Танцуя на гигантских капюшонах Калии, он триумфально поднялся из воды, раскрывая свою божественную сущность. Проявляя сострадание, Кришна сохранил нагу жизнь, просто изгнав его как можно дальше в океан ‒ на остров Раманака. В конце концов, змеям свойственно быть ядовитыми.
Эта знаменитая сцена описана в Десятой песне Бхагавата-пураны ‒ сборника историй о жизни Кришны:
«Тогда Кришна вскочил на эти капюшоны, число которых равнялось тысяче, а сто из них были главными. Кришна продолжал танцевать, пиная вниз те капюшоны, которые пытались приподняться... Змеиный царь был повержен. Он истекал кровью, тело его было разбито…».
Статуэтка танцующего Кришны из бронзы напоминает зрителям не только о его победе над змеем, но также о божественности и сострадании. Он представлен в состоянии полного контроля, сочетая равновесие с грацией и изяществом движений.
Для индусов танец ‒ это возможность раскрыть истинную природу божества и, одновременно, форма поклонения ему, один из многих способов выражения веры в индуистских храмах и на религиозных фестивалях. Каждая поза и жест здесь имеют своё значение. Вместе с музыкой, танец входит в 16 упачар ‒ подношений, предлагаемых индуистскому божеству, когда его приглашают в храм как почётного гостя.