Этот сайт предназначен для горизонтального отображения. Пожалуйста, поверните устройство.

Будда

[bud dah]

Нажмите на звуковую иконку, чтобы услышать правильное произношение

Почти 2500 лет назад на границе между Индией и Непалом, избалованный судьбой молодой принц по имени Сиддхартха Гаутама оставил семью и роскошный дворец, чтобы найти ответ на два вопроса. Он хотел знать, во-первых, почему люди страдают и, во-вторых, можно ли спастись от этого.

Сначала Сиддхартха попробовал жить в лесу, как индийские аскеты, отказавшись от крова, пищи и других мирских благ. Он истязал своё тело, чтобы подняться над физическими потребностями, а вместе с ними над болезнями, старостью и смертью. Но самый суровый аскетизм не давал ответа на мучившие его вопросы. Вместо этого Сиддхартха ослабел, стал худым, изнурённым, с торчащими костями.

Однажды молодая женщина накормила голодающего рисом, сваренным в молоке. Пока Сиддхартха ел, он понял, что ни потворствуя своим желаниям, ни полностью отказавшись от них, не достигнет просветления. Но существует и единственно верный ‒ срединный путь.

Немного восстановив свои силы, принц сел под баньяном, который теперь известен как дерево Бодхи, в небольшом городке Бодх-Гая и сказал себе, что не сдвинется с места, пока не достигнет просветления. Эта статуэтка XIII века изображает Сиддхартху в момент наивысшего прозрения, когда он превратился «Пробуждённого» или «Будду». .

В процессе медитации, принц получил ответы на вопрос о природе человеческих страданий и на их основе создал учение «О четырёх благородных истинах». Это ‒ краеугольный камень буддизма. Четыре благородные истины Будды звучат так:

  1. В жизни существует страдание.
  2. Страдание вызвано страстным желанием и привязанностями.
  3. Научившись отпускать желания и привязанности, можно избежать страдания и достичь нирваны.
  4. Благородный Восьмеричный путь ‒ это способ разорвать бесконечную цепь желаний и освободиться от сансары.

×

Восьмеричный путь ‒ это способ жизни, который ведёт к прекращению страданий и освобождению от сансары. Он состоит из восьми ступеней, но по ним не поднимаются последовательно, а проходят все сразу и постоянно, как будто двигаясь по спирали. Путь можно разделить на три главных направления: мудрость, нравственность и духовную дисциплину.

Мудрость

1. Правильное понимание

Умение воспринимать вещи и события такими, какие они есть на самом деле, а не через призму своих эмоций, привязанностей, предубеждений и неверных представлений.

2. Правильное мышление

Будда сказал в Дхаммападе: «Всё, чем мы являемся ‒ результат наших мыслей: рождается из наших мыслей и состоит из наших мыслей. Если человек говорит и действует со злым умыслом, за ним следует боль. Так колесо повозки следует за ногой быка, которые везёт её.

Всё, чем являемся ‒ результат наших мыслей: рождается из наших мыслей и состоит из наших мыслей. Если помыслы человека чисты, счастье следует за ним, как тень и не покидает его».

Нравственность

3. Правильная речь

Правильная речь подразумевает отказ от лжи и обмана, грубостей и оскорблений, сплетен и клеветы в адрес с других. В то же время поощряется честность и открытость, добрые, приветливые слова, несущие гармонию и пользу окружающему миру.

4. Правильные действия

Не убивать, не лгать, не возвышаться за счёт других и не обвинять их, не позволять себе гневаться ‒ вот примеры заповедей правильного действия.

5. Правильный образ жизни

Найдите способ зарабатывать на жизнь, не причиняя вреда другим.

Духовная дисциплина

6. Правильное усилие

Усердие и дисциплина ‒ вот, что необходимо, чтобы развивать в себе полезные качества: сострадание, доброту, умиротворённость и другие. И одновременно бороться с негативными проявлениями, вроде жадности, агрессии или невежества.

7. Правильное внимание

Необходимо присутствовать в каждом моменте, быть внимательным и наблюдательным, чтобы достичь «непрерывной осознанности» в своей жизни.

8. Правильная концентрация

Восьмая ступень часто ассоциируется с медитацией ‒ дхьяной. Правильная концентрация ‒ это когда сознание полностью сосредоточенно на объекте созерцания, благодаря дисциплине мысли, тела и дыхания.

Будде не поклоняются как божеству, но последователи медитируют на его образ. В основном они концентрируются на сострадании и мудрости ‒ эти качества Гаутама воплотил в земной жизни, а также подробно изложил в своём учении.

Для его образа характерны особые позы (асаны ) и жесты (мудры ), , а также ряд телесных знаков-отметин (лакшан ) , которые подтверждают высокий духовный уровень просветлённого. Художественные изображения Будды веками создавались по перечисленным канонам.

Нажмите на области, обозначенные значком «+», чтобы узнать больше об этой статуэтке Будды из позолоченной бронзы. Она была изготовлена в XIII веке в Тибете и служила для культовых целей.

Обычно такие скульптуры предназначались для алтарей в буддийских храмах или монастырях. Нажмите здесь или на боковую панель, чтобы увидеть, как именно они использовались. Для примера, мы рассмотрим статуэтку Будды на алтаре монастыря Дрепунг Лоселинг при Центре тибетских исследований в Атланте (штат Джорджия, США).

Click here or on the sidebar to learn about a statue of the Buddha in the context of the altar.

X

Руки Будды обычно изображаются в ритуальном жесте ‒ мудре. Вариантов может быть несколько. Здесь права рука Будды сложена в Бхумиспарша-мудру ‒ жест касания земли, которую он призывал в свидетели, размышляя под деревом Бодхи. Это произошло в знаменательный момент просветления. Будда медитировал в позе «лотоса» ‒ его правая рука лежала на согнутой ноге, едва касаясь земли кончиками пальцев, а левая в то же время, располагалась на противоположном бедре, ладонью вверх.

X

Мочки ушей проколоты и растянуты, что напоминает о тяжёлых драгоценных серьгах и других украшениях, которые когда-то носил, согласно своему высокому положению, принц Сиддхартха.

X

Одна из лакшан или телесных признаков Будды ‒ высокая причёска из завитков сине-чёрных волос, уложенных по часовой стрелке. Здесь они выполнены из драгоценного лазурита.

X

Золотая «шишка» ‒ ушниша на макушке Будды символизирует просветление, а также способность передавать миру накопленную мудрость. Представляет собой особый удлинённый вырост на черепе, а в тибетской иконографии ассоциируется с драгоценным камнем желаний «чинтамани».

X

На лбу Будды, между бровей есть специальная метка ‒ «урна» , , означающая духовное видение, так называемый «третий глаз». Изначально она представляла собой завиток серебристых волос, который появился во время медитации. Позднее его заменили драгоценным камнем, изливающим на миры свет буддийского учения. Наша статуэтка инкрустирована бирюзой, что символизирует почитание учителей и щедрость ко всем живым существам.

X

Небольшие выпуклости на ладонях и ступнях Будды ‒ знаки колеса Дхармы или, на санксрите, Дхармачакры. Они входят в число 32-х великих телесных признаков (лакшан), которые характерны для просветлённого. Хотя колесо ‒ один из самых древних солярных символов Индии, в буддизме ему дали новое прочтение, рассматривая как благую эмблему учения (Дхармы). У классической Дхармачакры 8 спиц, напоминающих об идеалах Восьмеричного пути, однако на нашей статуе это просто выпуклости.

X

Среди других лакшан, которые определяют канонический образ Будды ‒ широкая грудь, мягко изогнутые плечи, золотистая кожа, а также лицо, озарённое улыбкой и взгляд, полный сострадания ко всем живым существам. Глаза просветлённого полузакрыты, они одновременно смотрят внутрь, как это бывает при созерцании и на внешний мир, осознавая всё происходящее.

X

Традиционно Будда изображается в простом монашеском одеянии. Его мантия (кашая) обёрнута вокруг талии и переброшена через левое плечо, тогда как правое остаётся открытым в знак смирения.

X

Будда сидит в позе для медитации на золотом троне лотоса. Этот цветок в восточной традиции считается священным и символизирует чистоту. Буддистам, кроме того, он напоминает о возможности просветления для каждого. Подобно тому, как лотос зарождается в донном иле и грязи, но поднимается над мутными водами пруда, человек способен преодолеть страдания и достичь освобождения, благодаря учению Будды.

Будда на алтаре монастыря Дрепунг Лоселинг

Буддийский алтарь ‒ это воплощение концепции «Тройного Прибежища» или «Тройной драгоценности» (Триратны). Его устройство традиционно для всех основных школ. Будда определил три аспекта учения, которые всегда будут опорой для его последователей ‒ именно в них следует искать «прибежище», то есть защиту от страданий.

Составляющие Триратны:

  • Будда ‒ проводник;
  • Дхарма ‒ учение Будды, путь
  • Сангха ‒ сообщество просветлённых (архатов) и учителей или монашеский орден, которые поддерживают и наставляют в пути.

В этом коротком видеофильме геше Дадул Намгьял , ‒ монах и учёный из монастыря Дрепунг Лоселинг в Атланте, рассказывает о функциях буддийского алтаря.

Выберите любую из выделенных областей, чтобы узнать об алтаре больше

×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×